Вчера прям идеальный сложился маршрут и погода помогла. Было солнце, и облака, и свист ветра, и тепло, и тишина, и снег, и метель прямо зима, и мягкий типа град (!), и холод собачий, когда в самую метель поперлись по мосткам через гать, в общем, как будто несколько дней в одном, настолько в одно мгновение все менялось. Свет был сумасшедший почти все время. В окружающей среде снова появились краски — синее, желтое, не бог весть что, но чистые и яркие зато, полные жизни. Выехали из дома в семь утра, в 9 были в городе Зубцове на Рижской трассе, мы там знаем одну кафешку, где очень неплохо можно поесть (название не помню и даже не знаю, но если кому понадобится, объясню, где). Домашняя еда, картофельное пюре прямо лучшее, с куриным филе под сыром, поджарено идеально. Плотный вкусный завтрак, тетки работницы по утрам тож в зале тусуются, завтракают, смотрят телик, вчера упал самолет, нервно обсуждали, пили чай, шуршали конфетами. Я так наелась (даже не количеством, а потому что вкусно), что весь день была полна сил. Дальше недалеко от Зубцова поехали к водохранилищу на Вазузе, там в воде затопленная недалеко от берега, но не зимой не подойдешь, то ли часовенка, то ли маленькая церковь, невероятно трогательная, как всё внезапное в воде. Информации о ней почти нет достоверной, мне ближе версия, что это памятная часовня на месте, где утонул помещика (или кого там) сын.

1

2

На нашей крошке решились проехать по насту через снежную целину к берегу реки. Потом шли к руинам под слепящим горячим солнцем по вполне еще плотному льду, обожаю звуки, которые издает лед, а Гоша их боится. А назад забуксовали — в гору ехать, наст подтаял, по колее оказалось еще хуже, в общем, Гоша подтолкнул меня и я понеслась на первой передаче, проваливаясь и виляя, пока не выпрыгнула на твердое, было сыкотно, только не останавливаться, наклею наклейку 4х4 скоро 🙂

DSCF0883

Потом поехали в сторону села Высокого, бывшей резиденции графов Шереметевых, откуда последний живший на территории России граф бежал в 1917 году, прихватив только икону Тихвинской Божьей Матери, в честь которой в свое время была построена церковь при усадьбе. Поворот со Старой Смоленской дороги у деревни Торбеево, там тоже есть руины церкви, «церковь на ножках», она почти у трассы, но тропинки даже нет, мы лезли по сугробам, за день обувь промочили насквозь (лайфхак: всегда брать с собой сменку). В общем, палюбому лучший вид на Торбеевскую церковь с дороги, ее (церковь) в свое время разобрали по кирпичику, но как-то странно, представьте дерево, подгрызенное бобром, вот на таких четырех «подгрызенных» основаниях теперь стоят цилиндрические останки, сюрреализм сто процентов.

DSCF0918

Дорога на Высокое — смерть подвеске. Пока тряслись и лязгали зубами вспомнили как когда-то, в мой первый «дальнобой» до Питера мы послушались дедушку и поехали кривыми путями в обход трассы (он боялся, что на трассе меня — три недели за рулем — сразу подобьют), и там где-то среди полей и кустов нам предстала марсианская поверхность, дорога в дырках от сыра, она нас потрясла, мы не были уверены, что по ней можно передвигаться и совещались, тогда мы не знали, что Марс тут везде, марсианские хроники, фигли… но вчерашняя дорога, все же, впечатлила и бывалых, я в такие моменты действительно думаю про джип. А местные гоняют на «оках», я, наверное, нигде не видела такую концентрацию этой, мне казалось, исчезнувшей марки, но нет, ездят, возвращая веру во всех пузотерок. Итак, усадьба. Некогда занимала внушительную площадь и состояла из построек самых разных — от огромного усадебного дома на крутом берегу реки и красивейшей церкви, в которой как бы соединилась вся мощь денег и вкуса, до птичника в виде готического замка или грандиозной конюшни (конного завода, точнее) размером с хороший дворец. В церкви в советское время была столовая, в господском доме разместился туберкулезный санаторий, в конюшне дом культуры и общежитие сельхозтехникума, думаю, поэтому сохранились в общих чертах, хотя основная причина, конечно, мощная кирпичная кладка на века.

6

Когда мы приехали, накатила хмарь, церковь оказалась заперта и в лесах. Местность невероятно депрессивно выглядела в мрачном освещении, очень хотелось побыстрее убраться оттуда. Но вдруг выглянуло солнце и депресняк превратился в волшебство.

7

8

Возле церкви мы встретили человека в облачении, это, конечно, оказался отец настоятель, вдохновитель лесов, потихоньку восстанавливают… я не знаю, радоваться или нет, я люблю упадок, то что мертво умереть не может, вот это вот всё. Нижний храм уже подлатали, там распространенное устройство — первый этаж для обогрева и служения обыденных служб, особенно зимой, сверху храм с фресками и красотой. Отец-настоятель открыл нам и верхний храм, немножко фресок сохранилось, в целом объем работ мне показался реально требующим божественного вмешательства, изъеденная коррозией форма осталась, дух если есть, то затаился глубоко. Мы вышли на крыльцо, внизу по дороге двигалась траурная процессия, без музыки, просто катафалк, обитый красным бархатом гроб и люди, идущие следом. И еще чуть дальше за людьми ехал такой синий «каблук», вы понимаете, такое тоже ретро-авто, не знаю, вместе с процессией или просто пришлось телепаться следом по узкой колее, так вот он скрипел. Притормаживал под уклон и издавал этот жалобный скрип… скрип… скрип… Снова помрачнело, западали снежинки как бы по одной, скрип, скрип, настоятель бодро рапортует Гоше, как идет процесс восстановления, внезапно опять луч солнца и такое чувство, что мы в кадре из фильма — Кустурица, «Крестный отец», Гай Ричи, что угодно, но либо покойник вскочит из гроба с пистолетом в руке, либо все начнут плясать.

5

Про графа еще такое — какие-то древние предки Шереметевы заработали столько денег, что многим поколениям потомков никогда в жизни не надо было работать, могли отдаваться страстям. Этот граф, например, любил пожарное дело, известно же, что пиромания это, вообще, наша национальная болезнь, кто-то от безысходности жжет траву у дома, а граф имел средства организовать свою обсессию с размахом и даже пользой. Из деревенских жителей собрал пожарную дружину, было первоклассное снаряжение и даже автомобиль, граф выкупал по деревням заброшенные дома, велел поджигать и пожарники с графом во главе неслись тушить пожар. Настоящие пожары тоже тушили, конечно. Не знаю, на самом деле, правда это или нет, но красиво же. По иронии судьбы дом, где жил граф, будучи уже туберкулезным санаторием, сгорел (где-то в девяностые годы прошлого века).

3

Дальше мы поехали к заброшенной церкви в селе Федяево. Там готичные руины, в которых мы впервые побывали осенью.

tulsk_abandoned

Мы тогда увидели их с дороги и там было целое приключение — интернет вырубился напрочь, гугл мэпс не загрузить, мы искали дорогу интуитивно, нашли, она была долгой, корявой и пыльной, здание оказалось прекрасными останками Великого Стража, на первый взгляд пустынными, хотя, когда мы подъезжали, мне померещился чей-то взгляд, что-то там было вдалеке, то ли существо с широко расставленными глазами, то ли какой-то странный столбик. Что это существо, выяснилось, когда кто-то внезапно дал мне под зад, это был эпичный козел — с тугими рогами и грязной бородой, и с наглыми желтыми глазами у которых зрачки поперек, и он меня боднул! Гоша тогда подобрал с земли палку побольше, козел правильно оценил обстановку, и мы дальше ходили по руинам втроем, дьявольская тварь, конечно, порывалась подойти на расстояние телесного контакта, но Гоша стучал палкой. Когда мы уезжали, я решила напоследок еще сфоткать общий план руин, вышла из машины, сделала пару кадров, и тут из-за поворота снова показался козел! Палку мы уже выкинули и он это прекрасно понял, он прямо припустил в мою сторону, настоящий гопник, целеустремленный и дерзкий, я плюнула на съемку, скрылась в машине, так он шел за нами примерно километр, в зеркале заднего вида маячила его гнусная рожа.

PA170533

12

А дома мы уже загрузили гугл и узнали, что была другая дорога, прямо от трассы через гать (такое в низине затопленное пространство), через него проложены самодельные мостки и минут пятнадцать всего по ним от дороги, в общем, в этот раз мы решили так пройти. Только вот вдруг началась метель, а мы вышли налегке, чтобы без балласта быстренько туда-сюда, в общем, ледяной ветер свистал, снег валил, а мы ползли по обледеневшим деревянным мосткам, это было так романтично!

10

Чтобы суммировать данный сюжет, я еще раз скажу, что это идеальный маршрут выходного дня, лучше зимнего. Искренне рекомендую повторить (мы, наверное, как-нибудь еще раз так поедем, мне хочется еще раз эффектно сфоткать церковь «у козла»). Москва—Зубцов (не обязательно, но все равно через него ехать и подкрепиться не помешает)—Вазузское водохранилище (дорога Р134, после Поддубного поворот на Панюково, руины у противоположного берега, так что летом, конечно, ни о чем, вы не увидите ее, это зимой)—Торбеево (церковь на ножках, прямо напротив поворот на Высокое)—Высокое (бывшая усадьба Шереметевых)—Новое Село (как въедете в село, смотрите по правой стороне на горизонте руины церкви, их заметно, надо припарковаться на обочине сразу за барьерным ограждением, потом чуть-чуть вернуться ножками назад, будет лесенка, спуститься и дальше тропинка и мостки, не собьешься, но лучше заранее посмотреть на гуглокартах).

DSCF0892

А мы потом поехали в Смоленск, ночевали там, гостиница «Вилла роща», хороший, новый и чуть ли не первый на моей памяти отель в России, где ничем не пахло! Обычно всегда чем-то воняет — старьем, пылью, гнильем, или дешевой мебелью, или ламинатом, у меня такой нос, я чувствую все запахи, бывало, что меняли жилье из-за запахов (хотя Гоша ничего не чувствует), бывало, не меняли, ибо не на что менять. В общем, мы там чудесно отдохнули в эконом-номере с теплыми полами и прекрасной кроватью, разве что подушки были высоковаты, но после палатки я уже вообще мало на что способна всерьез жаловаться. Сегодня ездили в усадьбу Талашкино возле Смоленска и сходили в городской собор, но это уже так, скорее, для галочки, экскурсионные усадьбы я не очень люблю, весь этот наш музейный официоз довольно стремный, хотя, если напрячь воображение, отголоски былой реальности чувствуются, тем более, день сегодня был исключительный, опять солнце, небо, зима, которую мы пропустили, только еще пели птички.  Собор в Смоленске, правда, впечатляет, огромный, парящий над городом, внутри сплошь золотой. Вообще, Смоленск понравился, весь город на холмах и это прямо круто в прямом и переносном смысле, но дороги гавно, канешн. Всего примерно 1100 км за два дня, а ногами я прошла расстояний больше, чем за весь прошлый месяц.

Ездили 19—20 марта 2016