Этот текст был впервые опубликован в моем жж и взят оттуда почти без изменений 🙂

_MG_8664_

Прикол в том, что я начала писать пост про Венецию сразу, как вернулась в начале апреля, но пока то да сё, времени утекло уже порядочно и настроение менялось сто раз уже, работы было много и грипп вмешался некстати, в общем, в соответствии с происходящей жизнью и под ее влиянием текст получился стилистически неоднородным и композиционно нестабильным 🙂 Но пускай, я решила оставить все написанные в разное время куски, как есть. Что не сказано словами, смотрите на фотках – они, между прочим, эпохальные, в том смысле, что я ведь уже год не брала с собой никуда большую камеру, развлекалась сначала с планшетом, потом с телефоном. Но в Венецию решила камеру взять. И знаете, я соскучилась по настоящему фотографированию! Разница с девайсами просто колоссальная. Скажем так, в телефон я наигралась 🙂 Хотя, справедливости ради, пятый айфон снимает хорошо и его гораздо удобнее иметь все время под рукой, чем таскать тяжелую камеру.

_MG_8480

Ну, я сейчас сначала скажу для начала пару слов о том, как мы ездим. Нас четыре человека в семье, так что любое более-менее дальнее путешествие – это значит надо кучу денег угрохать только на билеты, дети уже выросли, так что никаких больше скидок. Вот, например, Венеция. Из Москвы туда вчетвером в одну сторону можно было бы улететь, самое меньшее, тысяч за 40, туда-обратно, соответственно, 80. Мы с Гошей не то что какие-то особые лайфхакеры, но вообще на эти деньги можно в два места съездить, если предпринять чуть больше телодвижений, чем просто поездку до Шереметьева или Домодедова. С помощью турагентства мы съездили в путешествие только раз в жизни много лет назад, и опыт был неприятный, хотя и полезный в каком-то смысле, потому что мы тогда сообразили, что эффективнее существовать, рассчитывая только на себя. Хотя, вот, вру, я же в прошлом декабре съездила с подругой в Римини через «чиптрип», недельная поездка с проживанием в отеле практически у пляжа и центра города, с завтраком и, естественно, билетами туда-обратно и трансфером обошлась мне в 12 тысяч. В этом, конечно, есть нехилый экстрим – ты не знаешь, во сколько вылетит самолет, какая будет авиакомпания, какой отель (и где), но если хочешь куда-то смотаться для смены обстановки, а денег особо нет, то это крутейшая возможность. Ужасно жалею, что всяких там чиптрипов не было, когда мы с Гошей были совсем без бабла, а также без детей, считайте, за копейки можно мир посмотреть с одним рюкзачком за плечами. Ну вот. Сейчас, выбирая, куда бы метнуться, мы частенько просто смотрим, на какие рейсы есть скидки у «Райнэйра» и вот, например, в этот раз из всех направлений самое экономичное у нас выходило в Венецию, хотя вначале мы думали про Марокко и Португалию и хотели лететь туда из Москвы. Ну, это те же 80 тыщ на билеты, а в итоге за перелет «ренейром» в Венецию мы заплатили меньше 30, а если бы не тянули резину несколько дней, раздумывая, было бы меньше 25 – на четверых, туда-обратно. Плюс, я же теперь не могу расстаться с машиной, была б моя воля, я бы не вылезала из нее, я хочу ехать из страны в страну, из города в город так долго, как это возможно (но это развлечение только для двоих, потому что наших детей сзади очень укачивает и им совсем не в кайф — меня тож в детстве страшно укачивало, да и до сих пор я не очень люблю ехать пассажиром, временами тоже укачивает). Так что решили доехать до Риги, там оставить машину, полететь в Венецию (перелет Рига-Бремен, Бремен-Венеция и обратно так же, четыре взлета, четыре посадки для меня это ужас, хотя, надо сказать, чувства притупляются от частого повторения :)) и обратно в Москву на машине. Приятное с полезным. Конечно, удобно, что у нас долгосрочные визы и что в Риге, откуда летает «Райнейр», у нас мама, так что есть где кинуть кости, но в принципе, даже с учетом того, что может понадобиться провести ночь в отеле в ожидании своего рейса (мы, например, на обратном пути должны были в Бремене заночевать, отель в аэропорту, 200 евро за ночь), все равно получается дешевле, чем лететь из Москвы. И интереснее! Автомобильную часть пути я просто обожаю! Для меня процесс разнообразных перемещений не менее важен, чем цель путешествия, я такой пожиратель движения, ну, собственно, road junky 🙂

Может показаться, что мне не очень-то хотелось именно в Венецию и это было лишь дело случая, но мне, конечно же, хотелось! Это город, где каждый должен побывать, иначе жизнь немного не имеет смысла. В прошлом году у нас тоже еще в январе были куплены билеты в Венецию на март, у «Алиталии» были очень хорошие скидки, но мне не дали загранпаспорт, так что мои улетели без меня, а я осталась тут ждать свой паспорт и лечить Аткинса. Тогда я злилась, а теперь думаю, что все к лучшему, неизвестно, что было бы, если бы я тогда с опозданием приступила к его лечению, думаю, ничего хорошего.

Закат, как теперь модно говорить #без_фильтров, хотя грязное окно вапоретто, через которое сделан кадр, вообще-то можно считать фильтром 🙂

Утро, причалы возле рыбного рынка

_MG_8644

Ужас в том, что самое главное «достижение» Венеции – ребенок подсадил меня на идиотскую компьютерную игру «зомби против капусты». Это было на третий день, когда мы ехали с острова Торчелло (черти нас туда понесли), это далеко, ноги уже нас не держали, но в салоне вапоретто, равно как и на корме не было свободных сидячих мест и вот так мы стояли, маялись, катер идет минут сорок, если не больше, и тут Евас предложил мне сыграть. И все. Тупость невероятная, но как-то затянуло. Теперь-то я уже прошла все уровни на двух планшетах и успокоилась, жду, когда нарисуют следующий.

_MG_8529

_MG_8557

Еще – в первый вечер я отравилась. А начиналось все так хорошо! Мы прилетели в аэропорт Тревизо и добрались до Венеции еще засветло. По дороге в отель купили бутылку вина, сыр и пармскую ветчинку – вот не знаю, я очень-очень люблю так запросто купить в супермаркете «нарезку», сыр, свежий хлеб и вино и заточить это все в номере, сидя в кровати. Каждый раз, когда я еду в Италию, я начинаю именно с этого. Только тот, кто живет в России среди этого ужасного, что тут называется колбасой и ветчиной, и сыром, может испытать это сладостное физиологическое чувство, отделяя от стопки первый тончайший ломтик пармской ветчины, меня лично заводит эта обыденность чуда :). Но в этот раз дьявол попутал меня купить еще пакетик орешков за евро, погрызть по дороге. И главное, я сразу поняла, что с ними что-то не то, но общий экстаз от того, как все прекрасно, не дал моему мозгу воспринять угрозу. И мы нормально из нашего отеля рядом с капмо Сан Поло дошли до площади Сан-Марко, я еще была живой, когда мы гуляли по набережной, но вдруг меня как накрыло в одну минуту. Ноги подкосились, сознание практически отключилось, я даже не помню, как мы дошли до дома, где я просто рухнула в постель с жесткой подушкой и до утра то ли спала, то ли нет в каком-то бреду. Следующий день это было такое кино «Смерть в Венеции — 2» — помните, там в финальных кадрах герой видит как сквозь пелену прекраснейшую картину и силится дотянуться до нее в предсмертных конвульсиях, вот если хотите понять, что со мной было – абсолютно то же самое. Утром ребята повели меня по городу, площадь Сан Поло, на которой толкутся люди с собаками, узкие улочки, Риальто, трагетто, Сан Марко, мост Академии – вощим, они меня с собой таскали все утро, как куклу, а я как тот дядька тянулась из своего шезлонга, тока бы не упасть, тока бы не блевануть… Ну, кое-как доплелись до дома и там я бухнулась снова в кровать и спала полдня и всю ночь. Вот так, это по-нашему, по-бразильски, приехать в Венецию и завалиться спать 🙂 Вощим, к чертовой бабушке, никаких больше орешков из «биллы»! Только сыр, ветчина и вальполичелла!

_MG_8668

Еще на следующее утро я, хвала господу, проснулась практически здоровой. Мы с Гошей встали рано и пошли бродить по городу.

_MG_8440

Утром в Венеции прекрасно – люди гуляют с собачками, аромат кофе в прохладном воздухе, пекари уже напекли круассанов и принялись за меренги, мусорщики гремят тележками, рабочие кладут камни, на каналах кипит жизнь по развозке продуктов по ресторанам и товаров по магазинам, туристов почти нет. Прекрасное время суток и начало того дня, когда я выиграла свой 30 000 бейдж на фитбите, т.е. в этот день я прошла более 30 000 шагов. Что странно, потому что утром мы купили абонементы на 36 часов на вапоретто и почти целый день прокатались.

Ребята прикупили круассанов к завтраку, а навстречу такой Челентано везет тележку с мусором

_MG_8444

Булочная «дядюшки Калусси»… как я хочу меренгу прямо щас!

_MG_8518

Утро в баре

_MG_8457

Вот так это примерно было – большая прогулка утром вдвоем, потом с детьми поехали на Мурано, оттуда на Бурано, потом обратно в центр, где Ева сказала, что она устала, мы оставили ее в отеле, и втроем смотались еще в Chiesa San Vidal на концерт Interpreti Veneziani (просто утром случайно увидели афишу, Вивальди «Времена года» и другие произведения, решили, что хочется послушать и не прогадали – концерт был фееричный и сам оркестр прекрасный, особенно, конечно же, харизматичнейший виолончелист, билеты можно просто купить перед концертом, церковь маленькая, слышно хорошо, 27 евро один билет, рекомендую).

_MG_8494

Свежая пресса

Мост Риальто

_MG_8452

Ребята везут товар на точку, прицеливаются, чтобы пройти под мостом

_MG_8513

Самое крутое в Венеции, конечно, вода!

_MG_8550

Я, вероятно, в прошлой жизни была рыбой (хотя в общем-то, все мы были рыбами давным-давно). Там, где есть хоть капля воды, меня уже все устраивает. Ну а тут что сказать – есть Венеция и есть остальные города. Это чудо и сказка и вместе с тем, это так естественно, как будто так и должно, я даже ни разу не заглянула в карту города, ибо было чувство, что я дома.

_MG_8501

Ну и когда там я обнаружила, что можно купить абонемент на проезд на вапоретто, тут же подбила Гошу купить на 36 часов и эти 36 часов мы старались пользоваться водой на всю катушку, мы таскались на острова, а также по центру передвигались очень много на катерах, что очень удобно. Хотя и не дешево, по-моему, 36-часовой абонемент стоил 25 евро, значит, за четверых я отдала 100, но это для меня была очень понятная трата, там еще вначале были планы пойти во дворец дожей, еще там куда-то, но я как увидела большую воду, у меня все отшибло. Решили во дворец дожей сходить, когда будет плохая погода, когда-нибудь.

_MG_8563

Стоя там, на очередной палубе, я думала – большое упущение, что я до сих пор не умею водить катер! И еще была такая ностальгия по дедовой моторке, у деда хорошая моторка была, тут только до меня дошло, как же круто свою лодку иметь 🙂

_MG_8616

Как уже понятно, плана какого-то точного у нас не было, я, наверное, вообще никогда не имею плана, мне просто нравится череда событий, которые происходят независимо, т.е. сами по себе. Историю я не знаю, в архитектуре разбираюсь очень приблизительно, живопись люблю, но похождения по музеям выношу с трудом – в общем, такой традиционный туристический набор, попытка увидеть и втиснуть в себя необъятное лично меня мало интересует. Хотя Гоша как раз это любит. Линду это тоже, кажется, привлекает, а Евас все это ненавидит, и я в ней узнаю себя, меня родители с детства беспощадно таскали по музеям и я просто ненавидела музеи и эти похождения, не понимала, зачем все это.

_MG_8650_

_MG_8526

_MG_8525

На Мурано, туда поеду еще, хочу сходить на стекольный завод

_MG_8568

Что еще хочется отметить – когда вас четверо, кто-то обязательно будет страдать 🙂 Особенно в нашей семейке, мы когда выезжали из Москвы я была так рада, что я с ними, что мы все вместе, я даже хотела им сказать (ну мысленно точно сказала, а вслух в суете позабыла) – мол, ребята, я вас всех так люблю, я так рада, что вы у меня есть и здорово, что мы есть друг у друга, но в Венеции некоторых из этих милых ребят уже хотелось сбросить за борт и утопить 🙂

_MG_8491

В этом некоторое неудобство путешествия семьей, и чем больше семья, тем больше вариантов для конфликта интересов, а когда есть дети-подростки, то это вообще отдельная тема, но мы с Гошей ждем, когда дети уже совсем вырастут и, может быть, тогда, когда они уже будут самостоятельными в том числе финансово, мы наконец сможем существовать в поездках не напрягая друг друга, на одной волне. Сейчас пока даже выбор блюда в ресторане может стать проблемой на ровном месте 🙂

Девчонки на Лидо

_MG_8594

Кстати, про рестораны, в этот раз получилось очень смешно, за пять дней мы даже толком нигде не отобедали, все как-то на бегу и урывками, чтоб вот так спокойно посидеть, насладиться приемом пищи – не вышло 🙂 Мы завтракали в отеле и там давали такой хороший плотный завтрак, ваще не континентальный, а к ужину мы уже просто все валились с ног, уже от усталости не было аппетита, а днем не хотелось нажираться, чтобы не потянуло в сон. Вот так, дурдом, конечно, я даже не могу посоветовать ресторан, где поесть в Венеции! В следующий раз я обязательно исправлюсь, там был один ресторанчик, откуда невероятно вкусно пахло жареными креветками, но каждый раз было не совсем удачное время, то еще не проголодались, то уже наелись всего подряд, типа мороженого и пиццы на вынос, но я думаю, когда погодка будет похуже, мы наверстаем.

Вот это все я, к сожалению, не ем, но это так прекрасно… и, оказывается, запах свежей рыбы и морепродуктов такой приятный!

Что еще? В Венеции очень много собак!

_MG_8488

Как мы подслушали на ресепции, где одна туристка разговаривала с нашими горничными (мы с Гошей не говорим по-итальянски, но в бытовых темах процентов на 80 понимаем смысл разговора, если, конечно, говорят не быстро и не на венецианском наречии, еще я нормально могу читать журналы сплетен, а в журналах мод вообще понимаю процентов 90 содержания :)), в общем, наши тетки сказали, что это теперь такая мода в Венеции – иметь собачку и по утрам-вечерам выходить с ней куда-нибудь в город, потусить с другими собаками и собачниками. Такая социальная сеть в оффлайне, кстати, очень мило.

_MG_8570

На нашей площади Сан-Поло была одна из самых больших тусовок. Собаки самые разные, много беспородных.

_MG_8571
_MG_8588_

Как уже было сказано, мы не сходили ни в один музей, но в рамках культурного просвещения мы купили абонемент на осмотр церквей, есть там такая система Chorus, некоторое количество церквей можно посетить по льготной цене, абонемент, кажется, стоит 20 евро и входит туда осмотр 20 церквей, а так вход в одну церковь может быть 4-5 евро или вроде того. Мы осмотрели, по-моему, только две церкви в этот раз, но абонемент действует год, так что в следующий раз надо будет досмотреть. Интересно, что наибольшее впечатление на нас произвела церковь, куда можно было зайти совершенно бесплатно, такая церковь Gesuati. Хотя церковь Сан Поло, рядом с которой мы жили, тоже впечатлила, там шикарная подборка картин Тьеполо-сына «Крестный путь», это как бы такая иллюстрированная история распятия.

Ну и последнее, на что у меня сил хватит, это есть там такой чудесный книжный магазин Aqua Alta. Помещение одной стороной выходит прямо в канал и в наводнение его заливает, в общем, для большинства туристов это возможность посмотреть, что делается внутри венецианского жилья (там сы-ыро и холодно :)). Книг несметное количество, на разных языках, они навалены кучами, тут же открытки, плакаты, сувениры какие-то, вощим, полный бардак, не представляю, как хозяин Луиджи следит за своим хозяйством. Луиджи очень прикольный, он в основном сидит за кассой со своими котами, вот, кстати, единственные коты, которых я в Венеции видела, все остальные собаки 🙂 Советую всем туда сходить и купить открыточку-другую.

_MG_8598

_MG_8606

В день отъезда мы с Гошей встали очень рано, прошлись еще раз по улочкам, купили в «билле» нарезку, оливки и дешевое (абсолютно дурацкое!) вино в пакетиках и позавтракали на мостках (не то чтобы есть хотелось в такую рань, но дело принципа – «надышаться»). И так, потихоньку заправляясь от точки к точке вином, просекко и шприцем я ко времени, когда надо было отбывать на вокзал уже была прилично веселенькая.

_MG_8548

Т.е. я всегда радуюсь, когда приезжаю и, на самом деле, всегда радуюсь, когда уезжаю, но этот отъезд из Венеции был прямо очень радостным, потому что нет ничего прекраснее той реальности, данной в ощущениях – повсюду бирюзовой воды сквозь оранжевое стеклышко шприца. На автовокзал (нам предстояло снова добраться до Тревизо, до аэропорта, куда и откуда летает «Райнейр») мы поплыли снова на вапоретто.
_MG_8552_

Я пробралась на корму, там было одно свободное место из четырех, я села у борта и смотрела на уплывающие здания, как вдруг водитель катера заложил на повороте крутой вираж и нас, троих пассажиров, кто был у левого борта, нехило так обдало водой, теплой соленой адриатической водичкой! Мне сразу, как я увидела эти катера, было интересно, бывает ли такое, что открытые места заливает водой, так вот, бывает и это просто невероятно здорово, особенно если тепло 🙂 Мы все заорали от неожиданности, парочка пожилых итальянских туристов, которых вместе со мной залило, вскочила, мы так похихикали на разных языках и они меня спросили, не хочу ли я пойти в салон, но я говорю нет, останусь тут, потому что it was fun. Тогда они потоптались и тоже уселись обратно, и мы так улыбались друг другу как дураки, нам чота всем так было хорошо, что я чуть не проехала свою остановку. И, т.е. я законно считаю, что после этого кропления святой водичкой я должна вернуться, это был знак :).

_MG_8514

PS Я, вообще, хотела сюда еще вставить фотки с айфона, но поняла, что пока я соображу, как их выкачать на комп и соберусь это сделать, пройдет еще лет триста. Не буду тогда разбавлять, а некоторые фотки можно посмотреть в инстаграме, не бойтесь, там немного, я не из тех туристов, которые от восторга нон-стоп постят в инсту каждый симпатичный дом, что попадется на глаза, и вообще каждый свой пук 🙂