В этом посте фотки будут сборная солянка — мои и Линды (@modernmerde), с двух пятых айфонов, одного кэнона 5д и одного фуджи Fine Pix с объективом Nikon.

После большой поездки, замечено, оч.трудно собраться и написать, как все было. А после большой и компактной поездки это еще труднее. Как вот, например, на эти майские поездка к соляным озерам, по лунным, сплошь из кратеров, дорогам… В этот раз с нами поехали дети, которым надо выдать отдельные медали за стойкость — пассажирские места в нашей машине хоть и просторные, но вся тряска и скука долгих перегонов достается им, все-таки, Nissan Note не был задуман как транспорт для дальняков по непредсказуемым поверхностям 🙂

В общем, это было физически утомительное путешествие, я реально устала. Три тысячи км за шесть дней. На маленькой машинке в степь. Теперь я, наконец, поняла, что значит выражение «слабоумие и отвага». Но оно того стоило! Перезагрузка полная, запах нагретых солнцем степных трав надо разливать в бутылочки и продавать как средство от депрессии, космическая белизна до сих пор слепит внутреннее око…

Маршрут:

ozera_trip

Целью, понятно, были соляные озера на границе с Казахстаном — Эльтон и Баскунчак. Из-за пассажиров мы решили длинные отрезки разбить ночевками, так возникли Саратов и Тамбов, где мы прежде ни разу не бывали.

Каждая поездка приносит очередной лайфхак. Из этой поездки лайфхак такой — если навигатор рекомендует тебе объехать майские пробки волчьими тропами, игнорируй это. Главное, смешно, если б мы этого раньше не знали, проходили уже, но, ясное дело, попутал бес, как без него. В итоге как в той истории, когда думал, что видел дно, а тут снизу постучали — я была уверена, что видела уже самые ужасные дороги, но мы нашли еще более ужасную! Я, конечно, была за рулем во время этого удовольствия. Дети, подпрыгивая до потолка на скорости 10 км/ч прокляли момент, когда решили поехать с нами. Стойки задних амортизаторов дали течь после той несравненной тридцатикилометровой жопотряски.

Что видели по дороге до Саратова. Во-первых, нашу любимую церковь Троицы Живоначальной в Гусь-Железном. Это, кстати, один из возможных маршрутов выходного дня — 270 км в одну сторону, едешь, как бы, только ради церкви, но она абсолютно потрясающая! Построена в девятнадцатом веке чугунными королями братьями Баташовыми. Тот момент, когда несметное богатство не раздражает, а вызывает благоговение. Прямо физически ощущаешь, что на Руси в обозримом прошлом жили титаны. Некая альтернатива георгиевским ленточкам, когда хочется патриотически взбодриться не только 9 мая.

Во-вторых, статую Хэмингуэя в Сасово, про которую есть такие строки:

На Руси, доселе неумытой,
Средь бескрайних сасовских полей,
Как живой у места общепита
Восседает Э. Хэмингуэй.

Проехали все Сасово в поисках монумента, заплутали немного, спрашиваем одного там аборигена, который у обочины в своей машине ковырялся, где, мол, памятник Хэмингуэю тут. Мужик обалдел, говорит: «КОМУ?! Не знаю такого». Гоша говорит: «Ну, памятник, мужик сидит». «А-аа, это метров пятьсот отсюда за переездом». Классика, короче, — кто ж его посадит, он же памятник. Сваяли его в советское время кубинские курсанты Сасовского летного училища.

И, в-третьих, еще вот такую заброшенную церковь увидела с трассы и, не раздумывая, свернула. Сасовский район тоже.

Внезапное чудесное пополнение нашей коллекции заброшенных церквей — колоссальных размеров здание, внутри в паре мест обвалился купол, по стенам развешаны очень трогательные бумажные иконки, все пространство давно и густо засрано голубями, так что хруст стоит, когда ходишь.

Вот такие иконки, оформленные фольгой (мятой, крученой или выдавленной типа чеканки), искусственными или сухими цветами, кружевами и розочками из органзы и не знаю, чем еще… чумовое место просто, портал.

В Саратове ночевали в отеле «Звездный», 2400 за двухкомнатный номер (кстати, большая редкость). Обстановка спартанская, но вода горячая, подушки мягкие, одеяла теплые, что еще надо. У троих из нас были кровати кинг сайз, но не в ширину, а в длину (около 2,5 м), ибо изначально это гостиница какого-то спортивного объединения и, видимо, это был номер для трех баскетболистов и тренера 🙂 Вечером ужинали в кафе «Дача» по соседству, еда была в целом нормальная, правда, второй раз я бы туда не пошла, дороговато и громко.

Т.к. в нашем отеле завтрака не было, выдвинувшись с утра пораньше дальше в путь, мы решили устроить завтрак у воды. Господи, это было прекрасно, я никогда раньше не видела Волгу так близко, почти как море. Чудесно было посидеть вот так, на берегу, хотя бы недолго.

И опять дорога, около 500 км нужно было проехать за день по не самым быстрым трассам, а что там в Эльтоне, вообще непонятно, поэтому необходимо было добраться засветло.

Однако свернули еще в бывшее поселение поволжских немцев посмотреть на абсолютно эпичные руины католической кирхи. Гоша, как обычно, где-то вычитал.

Но вот да, а с Эльтоном все было непонятно — толковой информации в интернете немного, собирали по каким-то крохам. Скажу одно — когда Гоша показал мне найденную в интернете фотку розового заката и сказал, что с жильем там проблемы, я поняла, что надо ехать и на месте разберемся. У нас были с собой палатки и чувство, что в конце пути ждет чудо.

IMG_0635фото @modernmerde

От Саратова до Эльтона 350 км, дорога не очень, местами очень не очень. Учитывая пассажиров и ослабевшие стойки амортизаторов, двигались со средней скоростью 80 км/ч и ближе к закату прибыли на место.

_MG_2668

Таки что такое Эльтон. Это очень мелкое соляное озеро размером 14 на 17 км, на границе с Казахстаном. Когда-то здесь добывали соль, но потом нашли месторождение более чистой соли. Еще здесь всегда лечили и лечились грязью. Грязь точно первосортная, действительно ощущаешь, что она здесь с сотворения мира. Черная, жирная, плотная как пластилин, почти не вонючая, невероятно убедительная субстанция. Соленая вода, которая, на самом деле, не вода, а суперконцентрированный раствор соли под названием «рапа», тоже лечебная. Вода настолько плотная, что ее легко сносит ветром, так она и мигрирует в пределах озера. В принципе, все озеро можно перейти пешком.

IMG_0636фото @modernmerde

Соль разная — иногда это мягкая сплошная корочка, иногда острые кристаллы, по которым больно ходить. Поэтому, как бы, переход через озеро босиком кажется нереальным, замучаешься по острому ходить, а шлёпки мы взяли с собой — засасывает напрочь. Наверное, только если в резиновых сапогах.

Грязь необыкновенно притягательна! Она теплая, нагревается от солнца, можно выкопать ямку и прямо там лежать, непонятно только, как с тела смывать потом, даже с ног трудно смыть.

В общем, насмотревшись на закат и нашлепавшись по грязи, мы поехали искать место для ночлега. Населенный пункт Эльтон рядом с озером — маленькая деревушка. Поселиться можно в санатории, но только по долговременной путевке. Цивилизованного гестхауза, где можно было бы провести ночь или две, нет. Можно проситься на ночлег к местным жителям или, как пишут в интернете, «просто ставьте на берегу палатку и все». Мы решили рискнуть с палаткой, погоду, вроде, обещали неплохую. С нашей машиной выбор был небольшой — поехали по самой укатанной колее. По дороге видели лисичку! Очень красивая, с пушистым большим хвостом, она прыгала перед нами по траве, охотясь за птичкой.

Палатки поставили метрах в двухстах от воды и пока совсем не стемнело, пошли еще побродить в абсолютно космической пустоте.

IMG_0513фото @modernmerde

Потом навернули доширака (дети очень радовались 🙂 ) и разошлись по палаткам. А рано утром проснулись от пения тысячи птиц. Мы сварили кофе и медитативно завтракали с видом на озеро. Птиц там миллион, кстати, но самые, конечно, эффектные — это хищники. Почему-то удивительно, что такие крупные существа могут быть птицами.

В общем, это было идеальное утро, особенно потому, что, как потом выяснилось, это все было нельзя 🙂

IMG_0633фото @modernmerde

План был такой — еще один день на Эльтоне и еще одна ночевка в палатках. Поэтому после завтрака мы погрузились в машину и поехали осматривать окрестности. Вид на железнодорожную ветку с холма. На поезде из Москвы за сутки можно до Эльтона доехать.

Дети нашли в «каньоне» очередной череп и назвали его почему-то Джоржем. В качестве почетного трофея Джордж ехал между передними сиденьями, и каждый раз, протягивая руку за бутылкой воды, я попадала пальцами в его глазницы 🙂

IMG_0678фото @modernmerde

В какой-то момент, вернувшись к машине, обнаружили посетителей 🙂

IMG_0699фото @modernmerde

Погода менялась каждую минуту, то дождь, то ослепительное солнце. Пока шел дождь, мы решили пообедать. Кафе называется «Лаура». В меню в тот день было три казахских блюда — манты и еще два каких-то из баранины, я сразу не записала, а теперь не могу вспомнить название. Манты были отличные! А потом как-то постепенно распогодилось и мы поехали на другую сторону озера в степь.

Мы не застали самой красоты — цветения тюльпанов, но сочная зеленая степь все равно прекрасна.

На самом деле, мы попутно присматривали место для очередной ночевки. Но, оказалось, что за прошлую ночь все, кроме меня, так прикипели к нашему месту стоянки, что ничего больше не приглянулось. Решили вернуться обратно. Тут-то и выяснилось, что накануне мы несанкционированно ночевали в природоохранной зоне 🙂 Проезд охраняли инспектора, объяснили нам, что встать на ночлег мы можем где угодно, но не у озера. Ну, мы поныли, что не для того мы ехали за тысячу км от Москвы, чтобы ночевать в каких-то кустах, и сошлись на том, что если мы вернемся в темноте и не будем жечь костры (этого мы вообще никогда не делаем), то как бы, они нас предупредили.

Поэтому до заката пришлось еще покататься, мы добыли прекрасной грязи, чтобы взять домой, эта грязь за миллионы лет так хорошо приготовилась, что не портится. А дети были просто счастливы вот так руками в грязи покопаться в кои-то веки 🙂 Грязь, кстати, можно собирать спокойно, разрешение не нужно.

Взглянув еще раз на закат, мы погасили фары и покатили на наше место. В эту ночь было холодно и как-то уже не так радостно, но искать что-то другое реально не было ни времени, ни сил.

Нам все равно надо было рано вставать, чтобы успеть за этот день добраться до другого озера, но тут еще и погода с утра не задалась, накрапывал дождь, на горизонте ходили еще более мрачные тучи. Только мы сложили палатки, как полило. А что такое дождь в степи мы уже немножко начали соображать — твердая колея почти мгновенно превращается в скользкую вязкую поверхность, непроходимую и для более серьезных машин, не говоря уж про нашу. Дождь лил не на шутку, я сидела с чашкой недопитого кофе, а Гоша изо всех сил, виляя и выбрасывая комья глины, пиликал к дороге (надо было проехать около пяти километров). Неснятый кадр — прямо у дороги за запотевшим стеклом огромный мокрый пернатый хищник смотрел на наши маневры со своего пенька, как показалось, с некоторым сочувствием. Мы почти добрались до человеческого жилья и асфальта, но в какой-то момент глины налипло столько, что колеса уже просто не смогли крутиться. Ну, в общем, была легкая паника, был адреналин, но каким-то отчаянным рывком удалось соскочить в траву и вскоре мы были спасены.

Дальше наш путь лежал к Баскунчаку, в городе Волжский девушки отмыли нашу машину, но ненадолго хватило, прямо скажем, только до Баскунчака 🙂 Следующей весной мы обязательно поедем еще — на тюльпаны, говорят, это невероятное зрелище. Надеемся, что погода будет хорошая, потому что в дождь мы по степи накатались…

И в конце немного рекомендаций от Гоши:

1. Обязательно залейте полный бак на заправке Лукойл в Палласовке. Заправка в п.Эльтон есть, но мало кто к ней из городских жителей решится подойти. Расположена на въезде в поселок.
2. После возвращения с озера (если вы, конечно, съезжали с асфальта и катались по степи) обязательно помойте машину (хорошо бы и днище) — солей в почве много.
3. Во время дождя на грунтовые дороги к озеру на обычной машине лучше не съезжать.
4. Официальное место для установки палаток (куда нас послали инспектора природоохраны) — 49.142372, 46.846431.
5. Хоть это и пограничная зона, но пропуск для поездки на озеро не требуется (узнавал в пограничном управлении области). Не забудьте только с собой паспорта на всех путешественников. Паспорта проверяют.
6. Берите с собой воду, чтобы смывать соль и грязь.
7. Ехать лучше весной, пока цветет степь . Совсем здорово — успеть на цветение тюльпанов (конец апреля, как правило).